Удачный сезон - на пиявку!

Рыбалкой я увлекаюсь с самого детства. Впрочем, сейчас вряд ли смогу вспомнить, когда именно отец купил мне первую бамбуковую удочку Тогда мы ловили рыбу только на озерах и прудах, где особого-то и разнообразия не было: карп, карась, линь, плотва, красноперка, окунь. В основном отец занимался карпом, и, что самое интересное, добивался результата благодаря тому что применял две наживки - личинку майского жука и выползка.

Первый учитель

В возрасте около десяти лет мне посчастливилось познакомиться с опытным рыболовом Русланом, практиковавшим ловлю рыбы только на реке. Нынче он не только мой «речной» наставник, но и друг, и кум в одном лице. Именно благодаря ему я серьезно увлекся рыбалкой на нашей волынской речке Стырь. Первое, с чего мы начали наше совместное предприятие, так это с похода в магазин. Руслан повез меня покупать снаряжение и удочки, которые пригодились бы именно для ловли на реке.

Дождавшись, когда Стырь после весеннего паводка вновь вошел в берега, мы взяли по одному удилищу, коробочке с выползками и отправились на речку. Мне понравилось то, как Руслан выбирает место для рыбалки. Но еще больше воодушевил конечный результат. Еще бы, в садках шевелилась разнообразная рыба: голавль, окунь, плотва, густера, лещ, язь. Когда вода прогрелась, тезка обучил ловле на поденку (по Сабанееву — метла).

Дело в том, что у моего друга есть специальная лопата, которой он выкапывает поденку из дна реки и тут же садится рыбачить на то место, где мы мыли личинки. Все это буквально загипнотизировало меня на всю мою дальнейшую рыбачью жизнь. А разнообразие пойманной рыбы воодушевило охотиться только на реке. В учениках у своего друга Руслана я ходил около двух лет. За этот период попадалась мне весьма разношерстная компания. К примеру, лещ, язь, голавль, подлещик, густера, белоглазка, марена, карп, налим, сом, ерш-носарь, окунь, щука, подуст, уклейка, верховка, вырезуб, жерех, плотва, пескарь.
Скажете, во, мужика занесло!  Такое  впечатление, будто переписал  названия  всех рыб из энциклопедии. Но я смею напомнить, что дело было давно. Теперь, после того, как рыбинспекция    более десяти лет практически бездействовала, на реке Стырь поймать перечисленных рыб проблематично. Ну, разве только, если применить   опыт   и   немало усилий.

Не мне перечислять ухищрения браконьеров. Они, начиная с ранней весны, бросают по ямам и омутам самодельные бомбы. А на протяжении всего сезона в ход идут электроудочки, ости, сети, ятеря... Такое впечатление, что за несколько лет плотва и окунь, не говоря уже о более редкой рыбе, попадут в «Червону книгу України». Уж извините за сентиментальное отступление, но спокойно смотреть на то, как гибнет любимая река, совсем нет сил. Со временем мой наставник заметил, что я стал более опытным рыбаком, и меня можно отпускать «в свободное плаванье».   На   том   и   разошлись.
Здесь имеется в виду, что и он, и я любим рыбачить в одиночку. Дружить с той поры, естественно, не перестали. И по сей день делимся друг с другом своими достижениями и успехами.

Первое знакомство с пиявкой

Лет шесть тому назад мне в руки попалась книга, изданная в 50-х годах прошлого века, автором которой был Леонид Сабанеев.  Перечитав ее,  я ре шил сразиться с более серьезным противником — сомом. Об этом красавце написано очень много, как и о способах ловли и наживке. Но меня прельстила только одна наживка — пиявка! О ней и хочу рассказать дальше. Впрочем, на первых порах ловил сома не на пиявку, а применяя более простую и доступную наживку — выползка. Результаты как для начинающего сомятника были неплохие. Попадались сомики около двух килограммов весу. Но в основном не было отбоя от маленьких сомят, которые не давали возможности подойти сому более крупному. Постепенно я начал пробовать ловить на живца, далее перешел на лягушку, потом на медведку. Но заметил, что на живца почему-то клевала в основном шука. Один раз даже лягушкой не побрезговала. А вот на медведку, которую, к слову, очень трудно раздобыть, поймал экземпляр, который весил три килограмма.

Но только три года тому назад мне повезло по-настоящему. Я поймал на живца сома весом около 11 килограммов. На ту же удочку под утро подсел еще один сомик. Он весил килограмма четыре, не больше.

Радости моей не было границ. Это стало точкой отсчета, рыбацкий азарт захлестнул меня раз и навсегда.

Примерно через неделю я поехал на приток Стыря — Икву, где меня очень порадовал пятикилограммовый сом. Там разговорились с местным пожилым рыбаком. Он обмолвился, что ловит сома на пиявку донными закидушками.

Дождавшись окончания зимы и момента, когда наконец-то прогреется вода, я вооружился изготовленными донками и пол-литровой банкой пиявок. Взял карту и отправился на поиски новых мест, где мог бы, по моим представлениям, водиться сом.

Приспособления, крючки и удочка

Стырь — река небольшая, вширь где-то 30 м и глубиной метра 2-3, не более. А вот ямы и омуты, чем богата река, бывают от 6 до 15 м.

Есть очень много мест, захламленных продуктивным действием бобров, которых развелось очень много в последнее время. Найти же хороший омут или яму, где не побывала рука браконьера, становится все труднее.

Обосновавшись на новом месте, я начал первую рыбалку на пиявку. На удочках у меня в основном леска Millenium DRAGON диаметром 4 мм, — без поводка, крючок № 4-5 фирмы OWNER. На такой крючок помещается до 3-4 пиявок. Надеваю я их, начиная с середины, и протягиваю жало крючка к утолщенной части пиявки.

Относительно донок, то на них -такая же оснастка, как для ловли на квок. Только груз около 300 г (течение на реке стремительное). На крючок № 3 OWNER надеваю около шести штук этих кровососок. Впрочем, сейчас я сменил OWNER на более мощное орудие — № 2 Mustad.

Итак, выбрав место для ловли, донки разместил как раз у выхода из ямы, сам же обосновался почти у самой ямы. Первая поклевка была явно не сомовая, наглая и резкая. Не выдержав, я ее промазал. Вторая повторила первую. Но на этот раз я дал своему незнакомцу больше времени, и он не заставил себя долго ждать. Когда подсек, то, к своему удивлению, ощутил не толчки, а напористый, словно это пер небольшой танк, темп. После трехминутного состязания, подняв его с глубины, я увидел прекрасного голавля. Через час поймал экземпляр весом в два с половиной килограмма. Все это прекрасно, но где же сом-хозяин? А он клюнул только в 7 часов утра и потянул на 3,300. Мне начинала нравиться пиявка. И именно тем, что ее не доставала мелочь. Уж если попадется рыба, то, так и знай, будет непременно большая. Когда же проверил донки, то кроме окуня, в полкило весом, и голавля там ничего больше не было. На следующие выходные меня ожидало полное фиаско. Раз поехал ловить голавля на вишню и ничего не поймал. А на пиявку клюнуло два!

Впрочем, 2005 год стал для меня не очень уловистым. Белая рыба клевала только после захода и до восхода. Некоторые рыбаки связывали это с большой активностью солнца. А с пиявкой попадалось много достаточно хороших голавлей, чего не скажешь о соме.

Щедрый год... сома

И вот, наконец, наступила весна 2006 г. С огромным нетерпением я ждал, когда сойдет весенний паводок. Но, к огромному огорчению местных рыбалок, вода начала сходить в конце мая и, при этом, очень медленно. К реке можно было дойти только с обрывистых берегов. Там же, где вода сошла, — ни подойти, ни подъехать. За зиму я узнал, что наилучший результат ловли на пиявку будет лишь в том случае, если ей... обрезать присоски! После этого открытия я с еще большим усердием уселся за карту, чтобы определить новые места ловли — с большим количеством поворотов и изгибов.
Но, как говорят, пока на свои глаза не определишь место, не обловишь, то на результат и не надейся.

Первые выезды разочаровали: то погода плохая (как всегда на выходные), то ветер не тот, то уровень воды прыгает. В основном за июньский период попадался голавль, окунь и парочка сомов, весом от одного до трех килограммов.

Но в конце июня моя настойчивость была вознаграждена. На очередную рыбалку со мной поехал мой друг Владимир, в этом деле полный новичок. Забросив удочки с применением новой системы насадки пиявок с обрезанными присосками, я принялся готовить парочку донок. И тут Володя сказал, что удочка резко изгибается. По поклевке я понял, что это голавль. Ну, какой красавец! Через полчаса удочка начала медленно натягиваться, подсечка. А вот и сомовьи толчки. Не прошло и десяти минут, как у нас на берегу лежал восьмикилограммовый сом! Утром очень жадно клевал голавль, и я поймал троих. Владимира же попросил тем временем проверить донки. За несколько минут он, окрыленный, улыбающийся, тащил по траве «парнишку»-сома на 12 кг. Вот это да!

Итог рыбалки на пиявку без присосок был таким: четыре больших голавля (было еще два обрыва и три схода) и два больших сома. Мой друг после этого заявил, что после такой рыбалки обязательно станет сомятником. Впрочем, после нескольких неудачных выездов его азарт поостыл, и я опять начал охотиться в одиночку.

Жена как талисман

Перед поездкой на море с семьей в середине июля, знакомые попросили поехать с ними на сома. Это чтобы я показал, как надеваю пиявок, как отрезаю присоски. Мы приехали на места, которые они показали. Там мне очень понравилось. Вечером прошел теплый июльский дождь. Когда потемнело, я услышал приятные каждому сомятнику звуки хлюпанья и чавканья и понял: мы на правильном пути, сом-хозяин здесь есть, и не один.

Вечером ребята поймали одного голавля и полуторакилограммового соменка. А у меня — ничего. Только ближе к семи утра мои ожидания оправдались. Возвращаясь с прогулки, сом таки не смог пропустить сочный, кровоточащий пучок пиявок. Взял он их на песчаной отмели, куда сомы обычно выходят трапезничать. Взвесив «парня», я был приятно удивлен — он потянула на 15 кг. Обследовав желудок, обнаружили в нем два недавно проглоченных рака. Потом я тоже пробовал поймать сома на рака. Но безрезультатно. На той охоте только мой теска похвастался, что поймал голавля аж на 5 кг.

Потом, когда отдыхал на море, ловил бычка с ершом на обрезки мяса. Но душой рвался домой, на речку! И вот, наконец, первая рыбалка после отдыха в Крыму. В этот раз на рыбалку со мной поехала моя вторая половина. Вообще-то Лена давно просилась, да все как-то было недосуг взять ее с собой.

Когда после отпуска увидел Стырь, впечатление было такое, что сейчас весенний паводок. По воде плыло много водорослей и мусора. После больших дождей вода вышла из берегов, и мне ничего не оставалось, как расположиться на небольшом обрывистом участке, единственном, с которого можно было подойти к воде.

Вечером дул восточный ветер, пошел холодный дождь. Погода была такая, словно на дворе глубокая осень. Проснувшись после холодной ночи, я начал доставать удочки и очищать их от водорослей. Оставалось почистить последнюю, ведь на ней травы было больше всех. Взяв ее в руки, начал потихоньку подтягивать. Не прошло и двух минут, как последовал резкий рывок, и я едва удержал удочку. Завязалась борьба между мной и подводным хозяином. Она длилась полчаса, основательно меня измотав. Только после того, как я криками разбудил жену и позвал на помощь, прошло еще десять минут, пока я, наконец, не увидел речного монстра. Все бы хорошо, но вот вопрос: как теперь вытащить его на берег? Помню, в азарте, просил жену принести подсака. Конечно, если бы у меня был багор, решить проблему оказалось бы проще простого. Но поскольку в родном Луцке найти эту роскошь — целая проблема, пришлось брать сома... голыми руками. К тому моменту мы оба изрядно подустали. Он подавал признаки жизни — шевелил усами. Тогда я спросил жену, сможет ли она просто удержать удочку. Медленно передав ей «оружие», я попробовал удержать сома за нижнюю челюсть. Не получилось. Пришлось опять его успокаивать. И только со второй попытки я смог крепко ухватить челюсть и быстро выбросить сома на берег. Там вместе со своим трофеем я лежал некоторое время, чтобы отдышаться. Трудно поверить, но этот громадный сом был все-таки пойман на ту самую первую удочку, которую мы покупали с другом Русланом, обучавшим меня рыбачить на реке. Удочка фирмы JAXON CANOE 3,9 м, которой уже десять лет! Катушка в ней без единого подшипника   той   же    фирмы   JAXON SF300, леска, как я и рассказывал, Millenium, 4 мм. Когда мы возвратились в Луцк, первым делом установили параметры: длина того сома была 1 м 50 см, вес — 22, 5 кг. Сразу же на меня посыпались поздравления друзей, пожелания, удивления. И даже немножко зависти.

Следующие выезды в одиночку были с переменным успехом. Прекрасные окуни, голавли, и даже судак! Впрочем, судак не был пойман на пиявку. Тяжеловато сидеть и только караулить удочки в ловле на пиявку. Поэтому, дабы разнообразить рыбалку, я спиннингую и ловлю мирную рыбу на опарыша, пшеницу, свежемороженую поденку, червя.

Как-то в один из вечеров, когда зашло солнце, я, надев старую желтую колебалку, принялся проблеснывать большую песчаную яму, в надежде поймать сома. А получилось, что цапнул судака, который весил 6,9 кг. Этому трофею даже мой теска удивился.

Подводный монстр

Примерно через шесть недель после истории с поимкой того громадного сома, жена опять вызвалась поехать со мной. Сказала, что будет моим талисманом, ибо уверена — как только она поедет, мне опять повезет. Я отговаривал — погода была скверная. Как-никак начало ноября. Но она настаивала и я сдался. В тот раз я сменил место. Подумал, что просто не может в нашей речушке в одной яме сидеть несметное количество больших сомов. Где-то метрах в четырехстах вверх по течению обнаружил места ничуть не хуже предыдущих. С противоположной стороны — большой обрыв с быстрым течением, а с моей — прекрасная яма с разносторонним течением и песчаной отмелью. Забросив пару донок, я принялся раскладывать удочки. Уже через час поймал приличного окуня. Но интуиция подсказывала проверить донки.

Около семи вечера, осматривая первую донку, я обнаружил, что отсутствует амортизатор, который я вырезаю из толстой ветки ивы. Не было не только ветки, но и поводка.
От волнения я даже закурил. Это, каким должен быть подводный монстр, чтобы порвать поводок фирмы SuSix Jigging Braid с тестом на 50 кг на разрыв! Пройдя несколько метров, я обнаружил, что отсутствует еще один амортизатор. Он плавно барахтался на песчаной отмели.

С некоторой боязнью я взял в руки шнур. Первые пять метров — ничего, но потом начались сильные толчки, которые резко отдавали ударами в предплечье. Такие же ощущения, наверное, у рыбака после поклевки на квок. Но у него преимущество, он все же на лодке, которая смягчает рывки. А я ощутил мощь этой рыбины, стоя на берегу. Подтянув сома на отмель, я решил, как и в предыдущий раз, взять его, чтобы вытащить, за нижнюю челюсть. Насмотрелся в свое время программу французского канала «Охота и рыбалка», где они показывали, что правильно это делать, надев на руку кожаную перчатку. Не успел я засунуть руку в пасть, как она резко захлопнулась, и сом начал, выкручиваясь во все стороны, тянуть меня за собой в воду. Не знаю, что подсказало дернуть за шнур, но только благодаря этому сом послушно открыл пасть, и я смог полностью обхватить его за челюсть. Тогда, упершись ногами в песок, и вытащил его на берег. Лена, увидев красавца длиной 1 м 70 см и весом 25 кг, рассмеялась: «Вот видишь, а ты не верил, что я твой талисман». Я уже начинаю задумываться: а вдруг правда?
После этой рыбалки друзья начали подшучивать: «Идешь по возрастающей? Следующий будет, наверное, за ЗО...?»Не знаю, будет ли у меня еще когда-нибудь такой удачный рыбацкий год. Поживем — увидим.

А преимущества пиявки в ловле таковы

1. Как я и говорил, ее не достает мелочь. И уж если клюет, то только хорошая рыба.
2. Пиявка очень долго живет на крючке.
3. Когда обрезаешь присоски, они кровоточат, и это привлекает большую рыбу.
4. Пиявка без присосок не цепляется за ветки, ракушки и различные водоросли.
5. Ее очень легко сохранять в прохладном месте, меняя воду лишь раз в два дня.

Уверен, если вы попробуете ловлю на пиявку, то разочарованы не будете. Желаю всем удачи и жду с нетерпением следующего сезона.
Руслан Пекач
Опытный рыболов-практик,
г. Луцк
Современная рыбалка №4 2007г.