Дурной Кут

Здравствуйте все, больные рыбалкой, сочувствующие и остальные! Попробую дебютировать на этом замечательном сайте, постараюсь не опозориться, но прошу прощения, если что-то не так делаю, так как с новейшими технологиями знаком не так давно. Для начала хотелось бы описать давнюю рыбалку близ места с потрясающим народным названием Дурной Кут, к сожалению фото и видео нет, только в памяти все живет уже много лет, как лучшая рыбалка пока, пожалуй...

Как говаривал о себе знаменитый Остап Бендер - «бедное детство в Кременчуге» - это про меня. Буквально! Действительно, я родился и вырос в Кременчуге, и действительно детство было небогатое. Но рыбу я ловил ВСЕГДА! И на ВСЕ! Все, что было доступно. Титановый спиннинг и струна были пределом моих мечтаний (кременчужане и киевляне со стажем должны понять, о чем речь, днепропетровцам же сия снасть, по-моему, неведома). Со временем я таки умудрился стать счастливым обладателем этого прекрасного орудия и, по моему, даже и сейчас, самая современная "палка" и самый навороченный шнур не дает таких ощущений, как та, довольно опасная снасть. Типа как бриться опасной бритвой! Но, впрочем, речь не об этом пока, возможно позднее уделю время этой незаслуженно забытой снасти.

Итак, было это году этак 1995-м, примерно. Встретились мы как-то со старым приятелем, одноклассником, в Кременчуге после годов пяти бурной молодой жизнедеятельности. Позади у него была мореходка, армия и работа на грузовых авто, у меня учеба в вузе, неудачный бизнес и безработица. В общем, рыбу особо было ловить некогда... И решили тряхнуть стариной да рвануть, куда подальше от цивилизации, на необитаемый остров, недельки эдак на три, рыбе напомнить, что мы живы еще, чтоб сильно не расслаблялась. Благо у товарища отпуск намечался, а мне спешить вообще было некуда.

Сказано-сделано! Из всех потаенных мест стали извлекаться спиннинги и удочки, коробки и коробочки, свинец и пенопласт, палатки и одеяла, словом все, что может пригодиться современным робинзонам. Пришлось даже по другим городам собирать кое-что, что было либо роздано во временное пользование, либо, напротив, изымалось в таковое. Задействованы были Кременчуг, Светловодск, Днепропетровск и даже Каховка! У товарища имелся в личном распоряжении отцовский Прогресс с Вихрем-25 на лодочной станции КрАЗа, куда все и загружалось.

За червями приходилось ездить по окрестным фермам, и, не с первой попытки, ведро отборных красненьких было добыто( в расчете на хороший аппетит сомиков, лещей и прочих обитателей глубин).Прикормка заготавливалась впрок по личному рецепту. Несколько часов варился горох, прокручивался на мясорубке и т.д. День ушел на добывание продуктов, бюджет был строго ограничен, и закупалось самое необходимое-картофель, лук, пшено, приправы для ухи, немного тушенки и хлеба, и.т.д.

Отсутствие современных супермаркетов занимало немало времени, но в то время мы только подозревали, что все может быть намного проще. Сковороды, кастрюли и посуда, либо их заменители, заняли свое место во вместительном трюме Прогресса наконец, наряду с остальным снаряжением, которого вполне хватило и до самой зимы прожить вдали от цивилизации. Старенький, но вполне рабочий Вихрь-25 приведен в боевое состояние и - вперед, подальше от душных городов, лечить потрепанную ими душу!..
  Движение вверх по Днепру, выше моста, в до боли любимые Белецковские плавни, или Гатки, как именуются они в народе, для любительских суден было запрещено (к сожалению, или к счастью, и, естественно, не для всех), потому курс был взят вниз, мимо довольно обжитого острова Шаломай, на открывающиеся просторы Днепродзержинского водохранилища.

Бензин стоил – смешно сейчас вспоминать, но советский мотор кушал его на уровне КамАЗа, и с расходованием приходилось считаться. К сожалению, Костин КрАЗ, на котором он работал, питался соляркой, и это добро было припасено у нас, на всякий случай, в виде пары двадцатилитровых канистр, мало ли, безвозмездно естественно, а бензин приходилось экономить. Тем не менее, знакомые места быстро проплывали мимо, и пошли те, которые так близко мне видеть еще не приходилось. Лишь проносясь мимо на метеоре, да понаслышке я знал, что примерно здесь находится, так называемый Дурной Кут, место, изобилующее сомами недетских размеров.

С точным определением этого места, впрочем, были проблемы, и этим названием обычно называли довольно обширную территорию, хотя мне казалось, что так называется один из небольших островов, который остался позади. Час езды полным ходом, внушительный расход и очень перспективные с виду острова заставили нас лечь в дрейф по течению и высматривать место будущей дислокации. Шли мы ближе к правому берегу, цивилизацией и не пахло, так как здесь выходили в Днепр Каменнопотоцкие плавни, и до обжитого берега было довольно далеко. Течение быстро несло нас мимо очень перспективных мест в плане рыбалки. Но не очень пригодных в плане базирования. Всюду был весьма затрудненный выход на берег, поваленные деревья. Впрочем, хорошая рыбалка редко ассоциируется с хорошими для отдыха местами, но мы собирались надолго, и не только ловить рыбу, и потому хотелось бы найти более или менее компромиссное решение. Вскоре такое место было найдено.

Выбранное место представляло собой угол острова, с не очень приглядным берегом, то есть сказочной поляны с шикарной песчаной бухтой для стоянки лодки и купания мы все же не нашли, но присутствовала небольшая бухта, поваленные в воду деревья и сразу 6-7 метров глубины со стороны Днепра. С правой стороны, по-видимому, выход из плавней, не более 2-3 метров глубиной, с очень быстрым течением и зарослями водной растительности, где постоянно давал знать о себе окунь и жерех бурными всплесками. Берег немного высоковат, поросший высокой травой, немного дальше в обе стороны начинались деревья и места, гораздо более приглядные для стоянки, но менее подходящие для рыбалки, но мы не собирались зацикливаться на каком то одном виде, хотелось попробовать все. И место было выбрано с расчетом «кувать железо, не отходя от кассы», как говорил один мой знакомый:)

Якорь брошен, наконец, то есть лодка действительно привязана и заякорена на небольшом расстоянии от берега во избежание эксцессов с резкими суточными перепадами уровня воды - тяжеловато тащить Прогресс по песку до воды несколько метров, палатка поставлена в считанные минуты и даже быстренько сооружено довольно сносное подобие стола и скамьи из бревен. Казалось бы, пора и к рыбалке приступать, но… Оказалось, что мы в спешке забыли сделать одну довольно существенную вещь – договориться с небесной канцелярией, дабы дали нам зеленый свет в плане погоды! Едва успели немного обосноваться – началось… Лило как из ведра и продолжалось до утра, а приехали мы еще до обеда! Хорошо захватили целлофан накрывать палатку и лодку, а то брезент больше пары часов вряд ли бы выдержал.

В общем, такая погода, не без приятных исключений, продолжалась больше двух недель, а мы были три! Первые три дня попытки развести костер и приготовить горячего ни к чему не привели, даже при помощи солярки. Даже когда не шел дождь, дрова все равно наотрез отказывались гореть, до такой степени промокшие были! Польешь солярочкой – вспыхнет, солярка сгорела - тухнет. Эх, примус бы! Не просчитали мы халепу такую! Словом, за три дня был уничтожен весь запас консервов и другой сухомятки, приготовить так ничего и не смогли…

А теперь можно и «ближе к телу» переходить, то есть непосредственно к рыбной ловле. На первое наше утро ливень прекратился и после неудачных попыток развести костер, перекусив в сухомятку, мы решили начать с живца. Пролив со стороны плавней явно к этому располагал, вода там кипела от всплесков почти постоянно. Тревожило только одно – возможное отсутствие живцов. По опыту я знал, что в местах изобилующих хищником, довольно проблематично поймать живца и наоборот. Товарищ же мой вообще скептически относился к ловле на живца и считал, что на ЭТО рыба вовсе не берет, сказки все. Кстати, я был точно такого же мнения о ловле на блесны. До того, на что я только не ловил, но на блесну поймал один раз окуня и полагал случайно

В общем, пробуем ловить живца. Мой метод ловли живца есть сам по себе увлекательная и бесхитростная рыбалка. Все, что необходимо - пару метров лески, желательно 0,15-0,2, небольшая мормышка или крючок с небольшим грузиком, пару червей и руки, желательно с правильного места растущие. Увидев мои нехитрые приготовления, Костик хмыкнул и принялся разматывать удочку. Я же, быстро покончив с приготовлениями, прыгнул на корму лодки и закинул снасть прямо перед собой.

Глубина около полутора метров, песчаный обрыв, должно быть дело! И оно пошло! Да так, что я начал беспокоиться за присутствие здесь хищника! (см. выше) Бычочки идеального и чуть более размера (с мизинец) вылавливались с потрясающей скоростью, и решено было наловить впрок, пока они не передумали. Костик на удочку и поплавок нащупал наконец дно и принялся тоже тягать неплохо, но на удочку не так удобно и ему быстро надоело. Он стал кидать подальше, но яма очень резко уходила вглубь и пришлось ставить скользящий поплавок, приспосабливаться к течению и поваленным в воду деревьям, окружившим нашу бухту. Но он таки приспособился и принялся тягать беленькую почти с ладошку, а я бурчать на него, что он зря время тратит и заставлять выпускать ее за не надобностью.

Менее. чем за час сотня отборных живцов была добыта, Костика рыбалка накрылась ввиду появившегося сильного течения и мы принялись за более серьезное занятие. Так как скептицизм товарища задел за живое мое рыбацкое самолюбие, я решил начать сердито. Обычную «резинку» я модернезировал: было поставлено с десяток длинных косичек 0,4 с длинными крючками восьмеркой. На углу острова я присмотрел место, где течение будет играть за меня, как я полагал, но с забросом явно были проблемы, потому я решил сразу насадить живцов и вплавь доставить груз в нужную точку. Так и сделали, Костик с берега отпускал, а я вплавь доставил снасть по назначению. Глубина, впрочем, долго не превышала «по шею», и много плыть не пришлось. Еще в воде я понял, что водоросли и течение вряд ли дадут мне ловить на эту снасть, и готов был признать свое поражение.

Во избежание полной потери снасти, еще не выбравшись на берег, я решил пройтись по снасти обратно и постараться без потерь вытащить ее обратно. Ухмыляющееся лицо товарища сильно било по самолюбию, но… Впрочем, как только я добрался до лески и взял ее в руки, чтобы пройти по ней как можно дальше, я почувствовал сильные недвусмысленные рывки. «Есть!» - закричал я и принялся поднимать над водой леску. Костик расхохотался на берегу, оценив мое чувство юмора. Однако, добравшись до начала крючков, я постарался поднять все крючки над водой и, не без труда, мне это удалось. Над водой затрепыхались ШЕСТЬ красавцев окуней по 300-400 грамм каждый!!!

И еще два живца были нещадно обгрызены! Лицо товарища у меня до сих пор перед глазами (эх, бы фото!)… В общем, снасть мы вытащили и велосипед заново решили не изобретать, достали спиннинги, снарядили тяжелыми свинцовыми ложками, парой длинных поводков и вперед. Окунь брал практически везде - сразу за водорослями, дальше и даже в яме. Сумасшедшей поклевки редко приходилось ждать, хватал обычно сразу, часто по два. Весь примерно одинаков, до пол кило. За пару часов наловили столько, что вряд ли могли съесть, здравый рассудок и надвигающаяся туча заставили нас прекращать ловлю и заниматься обустройством лагеря и тщетными попытками развести костер. Ухи, к сожалению, еще пару дней нам так не удалось приготовить, окуней пришлось почистить и присолить.

В дальнейшем, мы старались ловить рыбу только в таких количествах, сколько могли съесть, и лишь перед поездкой в город за пополнением провизией, ловили побольше, чтобы порадовать родных и близких. Это было три раза, да компания друзей приезжала разок к нам праздновать день рождения одного из них, мы им показательное выступление устроили, но об этом позднее. Хотелось половить как можно более разнообразно, и, пожалуй, удалось.

Огромный плюс таких длительных туров в том, что мы не шли на какой-то определенный вид рыбалки, как это обычно бывает, и сталкиваешься с природными и погодными условиями, совсем не пригодными для желаемого. Обладая определенными знаниями и рыбацким чутьем, несложно определить какую именно и как рыбу нужно ловить в данный момент, и мы этим пользовались. С окунем все было ясно, и в любое время мы могли наловить его столько, сколько необходимо, это уже неинтересно. Об окуне я могу добавить лишь как я на титановый прут, да струну 0,15 тащил ЧЕРЕЗ ТРАВУ окуня на 1.5 кг. До сих пор не верю, что я его вытащил. Ощущения…

Следующим объектом охоты был судак.
Место явно должно было быть обитаемо этим хищником: глубокая яма с шикарными деревьями на дне, с шикарным выходом из нее на мель, обилие корма – идеально! Только почему-то на живца сразу попадались исключительно окуни, позднее были пару голавлей и даже жерех, но их специально мы не ловили. Искусственные приманки я в то время не применял вовсе, как я выше замечал (впрочем, зря), но хватало вполне и натуральных. Зная повадки судака, стоило только дождаться спада воды. И дождались! Вся снасть абсолютно та же, что и на окуня, практически те же места(т.е. практически везде), с акцентом на выход из ямы да подальше и он начал брать. Не так буйно, как окунь, конечно, но все же очень и очень! Судак до одного кило, больше не было, по-моему, признаюсь честно, но много, и только на спад. Крупного поймать почему-то задача не стояла. А ни в спортивном, ни в кулинарном отношении, окунь ничем не уступает судаку, лишь чистить проще. Хотя, при определенной сноровке, окунь чистится не так и сложно.

Где-то уже на последней неделе нашей робинзонады, как я уже упоминал, к нам наведались гости. Именины отпразновать, рыбки половить, водочки попить и т.д. По окуням и судакам мы им, конечно, устроили показательные выступления, не отходя от кассы, то есть лагеря, все были безумно довольны, наловили и на уху двойную, и на жареху, и с собой домой. Гости, к слову, спасли меня из очень щекотливого положения. Два дня назад у меня закончились запасы курева, а курил я лет с одиннадцати, серьезно, и никогда не бросал. А Костик, негодяй, как раз буквально перед нашим круизом, бросил! И ни на какие мои уговоры съездить в цивилизацию не велся - бензин под расчет!

К исходу второго дня без никотина, я облазил весь остров в поисках хоть какого-нибудь окурка, все тщетно! Рыбаков тоже не было. Лишь к вечеру второго дня в нашем проливе появилась яхта, там ловили на блесну рыбу и смачно дымели. Я докричался до них с берега, и бросился вплавь. Мне выдали пару сигарет, спасибо им огромное, еще одну сразу выкурил на борту, посмотрел их улов, несколько довольно неплохих щук, и, держа в одной руке над водой драгоценную добычу, поплыл на базу.

Довольно неплохой метод бросить курить, кстати, Костик мог бы запатентовать… Отвлекся, извиняюсь. Так вот, мы как настоящие гостеприимные хозяева, решили порадовать гостей и рыбалкой, и ухой, и рыбкой жареной. Уху- то, настоящую, я думаю, не нужно рассказывать, как готовить да применять рыбакам настоящим, а вот по поводу кулинарных качеств судака и окуня, был проведен довольно интересный эксперимент, на живых людях, с понятыми и свидетелями, все как положено. Началось с вопроса, какая рыба более вкусная - судак или окунь. Все опрашиваемые в один голос заявили: судак! У меня же на этот счет было абсолютно другое мнение, и я предложил провести следственный эксперимент. Одинаковыми кусками, на двух сковородках, я жарю судака и окуня, где кто знаю только я и представитель оппонентов, все пробуют и выбирают, какой кусок вкусней. Было человек семь нас, и единогласно был избран … окунь!!! Все по-честному, зуб даю! И праздник был на славу!

Кроме судака и окуня, нам удалось успешно половить сома, леща и тарань. Сома особенно хотелось, и первую попытку предприняли с берега, серьезно подошли к этому вопросу, и перестарались. У меня был довольно крепкий и, в то же время эластичный стальной трос, метров 40. Прицепили на конец пудовую гирю, которую Костик, тот еще кадр, использовал как якорь обычно, несколько крупных крючков наживили жменей червей, дождались темноты, чтобы мелочь не оббивала, завезли прямо от нашей базы да бросили в воду. Привязали прямо к лодке да отправились спать с чувством выполненного долга. Никуда он от нас не денется, наивно полагали мы…

Утром, трепеща от нетерпения, отправились проверять. Сом взял. Это было ясно сразу, как только взялись за трос. И не мелкий. Трос был привязан прямо к мотору и, совершенно справедливо было решено его не отвязывать. Отвязали лодку и на веслах стали выбирать помаленьку. На другом конце чувствовалась серьезная мощь. Что мы только не делали, пытаясь поднять со дна - все бесполезно! Около часа мы мучались, и, наконец, решили, что сом затащил гирю под серьезное дерево и, в принципе, смирились с потерей и его, и снасти. Оставался лишь один шанс - заводить мотор и пробовать потащить 25-ю лошадями. Попробовали. Мотор ревет - и ни с места. Тросик хороший был… Дергали во все стороны, с рывка - мертво! В общем, мотор чуть не угробили, дерево с рыбом сильнее оказались. Порвали таки…

А на следующую ночь, под утро, стали на лодке, на растяжке, примерно в том же месте, чуть от коряг дальше, да к берегу поближе, да спокойно поймали пару лещей кг по 2, да пару сомят тоже до 2-х кг, а нам больше и не надо, и велосипед изобретать не надо. А того богатыря жаль, хотя бы увидеть…

Тарань ловилась проще всего. Всего раз попробовали, пару часиков. Прямо от нашей бухты длинную, метров 20, привязали к берегу веревку за мотор, а с носа уцелевшую гирю другую, на растяжку поставили. Метров 5 глубины, тяжелый скользящий груз, 3-4 крючка - и только успевай! Грамм по 200-300, по две бывает. Для навара на уху только. Хищника интересней с берега…

Славно отдохнули, в общем. Столько лет попасть туда хочу, никак не получается. Так же ли там все осталось, не знаю. Да, наверное, так, был в прошлом году в Дереевке неделю. Не так конечно, но местами просматривается. Там кой-какие и фото есть, займусь теперь. Если хоть кому-то интересно, значит не зря те три недели прожито, да пару ночей за писаниной…

С почином (1 блогом)! Интересное турне получилось... :))) Да и места до боли знакомые, жаль фоток нет!
Спасибо, только начинаю вникать, уже готовлю с фото, а то только в памяти!
Красавец.Так держать.Не чешуи и не хвоста
нормалек. с почином.. только очень сложно читать не отредактированный текст
раздели текст на абзацы
Делил,само сжалось, разберусь:)
Интересно! Жаль, конечно, что фото нет, а в целом Отлично! +5
Редко на сайте просто тексты,"букоФки", получают хорошие комменты, и это как раз тот случай. Все написано интересно, по рыбацки, и что немаловажно, грамотно.Думаю в семье наших блоггеров появился новый автор, чьи работы будем ждать с нетерпением. Спасибо!
Спасибо за интересный блог земляк! Вроде и времени прошло не много с тех пор, а Днепр изменился в худшую сторону очень и очень! Неужели лет через 15 рассказы о Лещах по 2кг и Окунях по 1,5 кг будут восприниматься нашими детьми как сказки!!! печально.
Я редко блоги реречитую, но этот уже 3 раза прочел.